Разъяснения ФАС России контрольной практики по 44-ФЗ и 223-ФЗ 21 января 2021

В целях формирования единой правоприменительной практики и сокращения количества нарушений на закупках, осуществляемых в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ ФАС России подготовила буклет «Разъяснения ФАС России контрольной практики по 44-ФЗ и 223-ФЗ», который будет полезен заказчикам.

При проведении повторной закупки в сфере строительства участнику достаточно подать «согласие» на участие

В соответствии с Законом № 44-ФЗ для участия в закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сносу объектов капитального строительства участнику достаточно сообщить о «согласии» выполнить работы на условиях, предусмотренных документацией о закупке, в том числе проектной документацией.

Для подтверждения опыта участнику достаточно предоставить 3 документа

Согласно ПП РФ от 04.02.2015 г. № 99 для подтверждения необходимого опыта участнику закупки необходимо предоставить 3 документа: копия исполненного контракта (договора); копия акта выполненных работ; копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

О применении 15 % ценовой преференции и иных механизмов импортозамещения

В случае неприменения нормативных правовых актов, ограничивающих допуск иностранной продукции, в виду отсутствия оснований для их применения, заказчик должен применять 15 % ценовую преференцию в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 г. № 126н к заявкам участников, предложивших товар российского происхождения или товар из стран ЕАЭС.

Об особенностях рассмотрения заявок на закупках с ограничениями для иностранной продукции

Согласно Закону № 44-ФЗ электронная площадка обязана направить заказчику первые 10 поданных заявок, аукционной комиссии заказчика надлежит отобрать из них пять заявок, соответствующих требованиям закупочной документации. Если на торги поступило свыше 10 заявок, такой порядок не позволяет корректно применить ограничения на допуск иностранной продукции, например, принцип «третий лишний».

О ведении реестра недобросовестных поставщиков

Участник закупки, не исполнивший контракт, включается в РНП вне зависимости от окончания срока действия такого контракта.

Типовые нарушения по энергосервисным контрактам

При проведении закупок по энергосервисным контрактам заказчикам необходимо установить ряд условий:

  • применить принцип «третий лишний» ПП РФ от 10.07.2019 г. № 878, когда иностранные товары не могут участвовать в закупке при наличии отечественной продукции;
  • также заказчику необходимо установить 15 % ценовую преференцию для российской радиоэлектронной продукции (и продукции из стран ЕАЭС) по отношению к иностранной, что предусмотрено приказом России № 126н.
Если в оценке заявок содержится показатель «Опыт участника закупки», то в закупочной документации должен быть установлен показатель, предусматривающий наличие опыта реализации энергосервисных контрактов и контрактов, связанных с поставкой и монтажом осветительного оборудования, которое поставлялось и монтировалось, в то м числе не в рамках энергосервисных контрактов.

Для оценки и присвоения баллов по другим показателям необходимо установить максимальное значение шкалы оценки ресурсов, соответствующее их объему, необходимому для выполнения контракта. При этом оценка должна осуществляться по прямой пропорции.

О формировании НМЦК на пластиковые медицинские изделия при госзакупках

Из поступающих в ФАС России обращений следует, что рыночная ситуация изменилась и зачастую реальные цены на медицинские изделия одноразового применения из поливинилхлоридных пластиков превышают цены НМЦК, определяемые заказчиком в соответствии с методикой. В связи с этим во многих случаях участники не подают заявки и торги признаются несостоявшимися. У заказчиков нет возможности обосновать НМЦК исходя из рыночной цены таких изделий.

По мнению ФАС России, в случае признания закупки несостоявшейся, заказчики вправе провести повторную закупку при сохранении прежних требований и условий, но с новой НМЦК, обоснованной методом сопоставимых рыночных цен в соответствии со ст. 22 44-ФЗ.

О предоставлении решения об одобрении крупной сделки в рамках Закона № 44-ФЗ

Решение об одобрении крупной сделки не требуется предоставлять во воторой части заявки на участие в закупке, поскольку такое решение направляется электронной площадкой вместе с иными документами участника, предоставленными при регистрации в ЕИС.

Об разграничении понятия «используемый» и «поставляемый» товар на госзакупках

С 01.01.2020 г. заказчикам запрещено требовать в составе заявок от предпринимателей конкретные показатели для «используемых» товаров. На «поставляемые» товары такое право у заказчиков осталось.

Заказчик при закупке работ и услуг не вправе требовать в составе заявки предоставления конкретных показателей товара, если:

  1. товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
  2. товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Законом о бухгалтерском учете;
  3. товаром являются строительные и расходные материалы, моющий средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить/оказать услугу.

О формировании лотов на торгах по организации пассажирских перевозок

Заказчикам при проведении таких торгов надлежит руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ, Закона о защите конкуренции, а также подготовленными ФАС России критериями, свидетельствующими о формировании лотов, не ограничивающих конкуренцию и количество участников торгов (письмо ФАС России от 02.10.2020 г. № ИА/85875/20).

О формировании лотов на торгах по содержанию/ремонту автомобильных дорог

Заказчикам при проведении таких торгов надлежит руководствоваться подготовленными ФАС России критериями, не ограничивающих конкуренцию и количество участников торгов (письмо ФАС России от 24.04.2020 г. № ИА/35241/20).

О едином подходе в осуществлении контроля малых закупок (п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

По мнению ведомства, само по себе неоднократное приобретение товаров, работ и услуг у единственного поставщика не противоречит нормам Закона № 44-ФЗ, если, конечно, такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения.

При этом действия заказчиков при проведении закупок малого объема, приводящие к дроблению одной закупки в сфере строительства и капитального ремонта с единой проектной документацией, могут быть квалифицированы как уход от проведения конкурентных процедур в строительстве и как нарушение ст. 16 Закона о защите конкуренции.

Подробнее с разъяснениями ФАС можно ознакомиться ссылке:

Письмо ФАС России от 19.01.2021 г. № МЕ/2540/21 «Разъяснения ФАС России контрольной практики по 44-ФЗ и 223-ФЗ»

Назад к списку новостей

Другие новости

Объявляется конкурс на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия и включение в кадровый резерв.18 марта 2020, 15:40, Новости

Все новости